Суд и тюрьма: расправа над Игорем Агеевым и раскол криминального клана
2193

В центре внимания — малоизвестные страницы из жизни уроженца села Капитановка Верховского района Орловской области, мощного криминального авторитета Игоря Агеева по прозвищу «Морда». Этого «бродягу» на тот момент причисляли к близкому окружению так называемого вора в законе «Лёры Сумского» (Сергей Лысенко), а поводом для внимания СМИ стала организация праздничных мероприятий на Закарпатье по случаю освобождения достойника после отбытия очередного приговора. Тогда о «Морде» ходили легенды: мол, именно он «подбил» на бунт заключённых Изяславской колонии в Хмельницкой области, а прямо во время отбывания срока в СИЗО Ужгорода сыграл пышную свадьбу, во время которой молодожёны «рассекали» на белоснежном кадиллаке прямо на территории учреждения…
(Игорь Агеев и Светлана Романова, с которой он поженился 11 февраля 2010 года)
С тех пор утекло много воды: Агеев успел развестись со своей избранницей, добавить к своим «шести командировкам» ещё две судимости (таким образом его суммарный стаж за решёткой приблизился к четверти века), а 29 апреля 2024 года — «заехать» на криворожский «Бублик» для отбытия наказания за обнаруженный у него в своё время пистолет Browning (ч.1 ст.263 УК Украины).
Здесь 56-летнему авторитету выпало стать катализатором эпопеи, по итогам которой даже после смерти «Морды» (Игорь Николаевич умер 31 октября 2024 года) официальные претензии по нормам так называемого «антиворовского законодательства» были предъявлены не только текущему «смотрящему» за тюрьмами в регионе и активным участникам так называемого «днепровского клана», но и двум представителям высшей касты преступного Олимпа.
Что утверждали правоохранители
В феврале 2025 года по результатам оперативных мероприятий на территориях СИЗО Кривого Рога и Днепра правоохранители сообщили о подозрениях в распространении преступного влияния ряду авторитетных в криминальном мире достойников.
Изначально претензии были вручены «правой руке» вора в законе Сергея Олийныка («Умка»/«Умка Днепровский»), «смотрящему» за Кривым Рогом и четвёрке так называемых «надсмотрщиков» за учреждениями пенитенциарной службы региона
(ч.2 ст.255-1, ч.1 ст.255-2, ч.1 ст.255-3 УК Украины).
Впоследствии силовики подошли к заочному объявлению подозрений непосредственно «ворам». Речь о криминальных генералах, которые долгое время не радовали личным появлением отечественные правоохранительные органы, но ранее неоднократно появлялись в Украине и продолжают иметь определённое влияние.
Прежде всего стоит вспомнить о 68-летнем уроженце Казахстана, гражданине РФ Омаре Бекаеве, известном как так называемый «вор в законе» по прозвищу «Дядя»/«Омар Уфимский». Как ранее сообщалось на страницах Dетектив-Info, в конце «нулевых» он находился в розыске в РФ после оглашения приговора одним из московских судов и «всплыл» в Украине (в Крыму и Одессе). Здесь в течение четырёх лет «Дядя» избегал экстрадиции, занял одну из ведущих ниш в сфере «околотеневых процессов» Южной Пальмиры, получил судимость за незаконный оборот оружия (ч.1 ст.263 УК Украины), но 23 января 2013 года был этапирован в Россию.
(Омар Бекаев)
Неоднократно наведывался в Украину и загадочным образом стал обладателем сразу трёх украинских паспортов на установочные данные других лиц (Георгия Цомая, Георгия Вайсмана и Леонида Каца) 44-летний уроженец Сухуми Ираклий Каличава, известный как «Хуту»/«Ираклий Хуту»/«Ика Сухумский». За последние десять лет украинские правоохранители трижды задерживали представителя высшей касты криминального мира, после чего выдворяли за границу. Тем не менее «Хуту», как ранее сообщалось на страницах Dетектив-Info, не оставлял попыток «легализоваться» в Украине, однако суд отказал в выдаче ему соответствующего вида на жительство.
(Ираклий Каличава)
Читайте ещё:ЕС рискует остаться лишь дипломатическим игроком без поддержки США в конфликте с Россией
«Морда» «загонял» «Арийца» с «Капоне» на Днепровском централе. За это его пытались «догнать»
По версии следствия, к «Дяде» и «Ике Сухумскому» весной прошлого года якобы обратились уважаемые достойники из Днепра и Кривого Рога для урегулирования конфликтной ситуации, которую они не смогли решить самостоятельно. Истоки спора — история 2018 года, в фокусе которой оказался как раз «Морда».
По информации Dетектив-Info, речь идёт о событиях в стенах ГУ «Днепровская УВП №4», куда после ДТП и обнаружения «ствола» в салоне автомобиля тогда «загремел» Агеев. Поговаривали, что в какой-то момент пребывания за решёткой у Игоря Николаевича возник конфликт с представителями так называемого «нового поколения».
Прежде всего — с одним из самых активных участников кровавых разборок в кальянном ресторане «D.O.M.» на проспекте Гагарина в Днепре 24 июля 2017 года Александром Лакимой (Лакизой) по прозвищу «Капоне» (подробнее о его криминальных эпизодах — в расследовании Dетектив-Info «Звезда Давида»).
(Александр Лакиза)
Вторым оппонентом «Морды» во время «тюремного выяснения отношений» был мощный криминальный авторитет Владимир Щегольков по прозвищу «Ариец».
(Сюжет, посвящённый задержанию Владимира Щеголькова в 2019 году в Днепре)
С течением времени трудно установить, из-за чего именно тогда пробежала «чёрная кошка» между «Арийцем» и «Капоне» с одной стороны и «Мордой» — с другой, но, как утверждали злые языки, последний прямо в стенах «Днепровского централа» вытащил пистолет и, поставив оппонентов «под ствол», заставил их лечь на пол…
Весной 2024 года, когда Агеев снова оказался под стражей, «оппоненты» решили устроить ему вендетту. По версии следствия, ведущую роль в процессе возмездия играл 45-летний днепровский авторитет Сергей Атаманчук по прозвищу «Атаман» (его правоохранители считают доверенным лицом вора в законе «Умки»). «Атаман» связался с «надсмотрщиками» криворожского «Бублика» и потребовал запустить «прогон» в отношении «Морды» (лишение статуса «бродяги» и применение физического насилия). Информация «по вертикали» дошла до осуждённого на пожизненное 47-летнего Виталия Пащенко («Витаха»), считавшегося «ответчиком за командировку» и смотрящим за тюрьмой, а также до 35-летнего «ответчика за карцеры» Евгения Литвиненко («Жека»).
Говорят, «Жека» без энтузиазма воспринял инициативу «старших братьев» и фактически затормозил её реализацию. Узнав об этом, «Атаман» начал собирать «консилиум» из представителей уважаемой среды. Ночью с 12 на 13 мая 2024 года он инициировал так называемую «онлайн-сходку», где должны были решить судьбу «Морды».
Желание подключиться выразили и другие широко известные в «днепровских кругах» достойники, в частности:
— неоднократный герой публикаций Dетектив-Info — 44-летний криминальный авторитет Григорий Томенко («Цыган»), считающийся смотрящим за Кривым Рогом;
— 33-летний «надсмотрщик» Днепровского централа, гражданин РФ Сайхан Керимов («Чечен»), который загремел за решётку по обвинению в убийстве владельца кафе «Комфорт» в Новомосковске в конце декабря 2021 года (Максима Камчатного).
Так называемая «сходка», в которой участвовали:
— с воли — «Атаман» и «Цыган»;
— из Днепровского централа — «Чечен»;
— из «Бублика» — «Витаха», «Морда» и «Жека», — длилась почти час. От «Жеки» более статусные «коллеги» (смотрящий за Днепровским централом и Атаманчук) требовали согласиться с их позицией и выполнить «прогон» в отношении Агеева. Однако последний ухватился за «соломинку» — каким-то образом сумел «дотянуться» до представителей высшей касты криминального мира.
(Участники «тюремной» онлайн-сходки, на которой решалась судьба «Морды» (слева направо): Евгений Литвиненко, Виталий Пащенко и Сайхан Керимов)
«Спасителем» «Морды» и «Жеки», поддержав их аргументы, выступил вор в законе «Омар Уфимский». 17 мая 2025 года он вышел на связь с «Бубликом» в компании побратима «Хуту», а через неделю огласил окончательный вердикт. Бекаев встал на сторону Литвиненко и Агеева, решив в их пользу противостояние с представителями «днепровского клана». «Дядя» подтвердил статус «бродяги» за «Мордой», а «Жеке» запретил складывать полномочия смотрящего за карцерами и первым этажом.
Судьба «Атамана», «двойной удар» по «Цыгану», «заочка» для «Дяди»
Дальнейшая судьба участников «тюремных переговоров» сложилась по-разному. Агеев, как отмечалось, умер в последний день октября прошлого года; «Жека» поныне содержится в «Бублике» (его статус в иерархии, по некоторым данным, остаётся под вопросом); «Витаху» и «Чечена» этапировали в Вольнянскую УВП №11 и Синельниковскую ИК №94 соответственно.
Что касается «Цыгана» и «Атамана», то после объявления им подозрений события развивались нестандартно (хотя в итоге — неблагоприятно для «погон»).
5–6 февраля Индустриальный райсуд Днепра избрал обоим безальтернативные аресты, однако в тюрьме они провели две и три недели соответственно. Ключом к освобождению стали постановления Днепровского апелляционного суда, которыми меры пресечения были смягчены. В результате уже 20 февраля, после внесения залога 908,4 тыс. грн, на свободе оказался Григорий Григорьевич, а 24 февраля (залог — 1,2 млн грн) — Сергей Александрович.
(Сергей Атаманчук и Григорий Томенко)
Даже эти шаги не ухудшили положение Томенко: суд вообще отказал в удовлетворении ходатайства об избрании ему меры пресечения…
Зато служители Фемиды «осветили» заочные аресты воров в законе «Ики Сухумского» (попытки адвокатов добиться отмены меры и сообщения о подозрении успеха не имели) и «Омара Уфимского». Известно, что эпизод в отношении последнего выделен в отдельное производство, а в конце июля суд дал разрешение на заочное расследование. Ожидается, что аналогичная участь постигнет и «Хуту».
Параллельно 15 июля 2025 года Атаманчуку, Томенко, Пащенко, Литвиненко и Керимову сообщили о завершении досудебного расследования в их деле. 8 августа правоохранители направили обвинительный акт в отношении этой пятёрки в Терновский районный суд Кривого Рога. В тот же день состоялось автораспределение дела, слушать его поручено судье Андрею Лиходедову. Подозрение покойному «Морде» за «онлайн-сходки» в «Бублике» мая 2024 года, которое изначально планировали передать его сыну, так и не было вручено.
Распечатать